Проблемы Оказания Бесплатной Медицинской Помощи Гражданам Российской Федерации

Конституционное право

На сегодняшний день здоровье населения страны является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития государства. Охрана здоровья граждан представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, которая осуществляется органами власти, организациями, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Для реализации перечисленных выше мер необходимым является наличие финансовых ресурсов, а также механизма их эффективного использования.

Сохранение и укрепление здоровья населения и повышение доступности и качества медицинской помощи являются одними из главных приоритетов государственной политики Российской Федерации в направлении повышения качества жизни.

Конституцией Российской Федерации закрепляется право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), причем граждане получают последнюю бесплатно при наличии определенных условий.
В 1993 г. в дополнение к бюджетной системе здравоохранения была создана система обязательного медицинского страхования (ОМС). С 1998 предоставление бесплатной медицинской помощи населению Российской Федерации осуществляется на основе программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которая призвана обеспечить получение населением качественной и доступной медицинской помощи. А с 2005 г. в указанную программу включен подушевой норматив финансирования программы на одного жителя.

Виды бесплатной медицинской помощи

На сегодняшний день программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Многие ученые акцентируют сове внимание на тематике здравоохранения в Российской Федерации, и лишь немногие из них обращаются и останавливаются на проблематике оказания бесплатной медицинской помощи.

Выбранная тема исследования особенно актуальна в связи с проведением новой реформы здравоохранения, которая нацелена на модернизацию и повышение качества обслуживания и финансирования медицинских учреждений, а также в связи с возрастающим числом жалоб граждан, по поводу качества и доступности предоставляемой им медицинской помощи.

Проблемы здравоохранения

Условно проблемы, возникающие в сфере оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, можно поделить на две группы: это, во-первых, проблемы, связанные с финансированием программы государственных гарантий и медицинских учреждений, во-вторых, связанные непосредственно с качеством предоставляемой гражданам медицинской помощи.

Соответственно, к первой группе можно отнести следующее:

  1. Недостаток средств для финансирования медицинских учреждений, который не дает возможности осуществить в отрасли комплексную модернизацию и оснастить медицинские учреждения новым, современным оборудованием.
  2. Дефицит реализации территориальных программ государственных гарантий. Как отмечает М.В. Осоткина, в 2007 году при анализе их финансовых показателей, дефицит был установлен в шестидесяти субъектах Российской Федерации и составил 65, 4 млрд. рублей. А дефицит в финансовом обеспечении территориальных программ ОМС в том же году установлен в 58 субъектах Российской Федерации и составил 29, 2 млрд. рублей.
  3. Дифференциация обеспеченности программ государственных гарантий по субъектам Российской Федерации. Так, например, средние подушевые нормативы территориальных программ государственных гарантий достигают на период 2015 года в Республике Ингушетия 12096,7 рублей, в Чукотском автономном округе – 44081,6 рублей, при среднем нормативе по России 3338,4 рублей (за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов) и 8260,7 рублей (за счет средств ОМС).

Также, говоря о проблеме финансирования рассматриваемой сферы, стоит указать и тот факт, что по причине несовершенства российского здравоохранения происходит наделение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения правом на оказание платных медицинских услуг. И чем ощутимее бюджетное недофинансирование государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, тем интенсивнее развивается индустрия платных медицинских услуг , а это в свою очередь становится препятствием для получения гражданами бесплатной медицинской помощи. И в данном случае происходит «вытеснение» граждан из бесплатной системы здравоохранения в платную, не оставляя им порой и выбора.

Перечисленные проблемы, связанные с финансированием отрасли, оказывают непосредственное влияние на качество оказания медицинской помощи. Дефицит средств на финансирование медицинских учреждений, а также дифференциация обеспеченности территориальных программ государственных гарантий приводит, соответственно, к снижению качества оказания услуг и к разнице в доступности и качестве оказываемой медицинской помощи в разных субъектах Российской Федерации.

Таким образом, ко второй группе проблем в сфере оказания бесплатной медицинской помощи можно отнести:

  1. Недостаток квалифицированных медицинских кадров. Данная проблема вызвана низкой заработной платой медицинских работников, а также низкими социальной защищенностью и престижем медицинской профессии. В связи с этим мотивация сотрудников снижается, уменьшается производительность труда, а в последствие наблюдается и снижение качества оказываемой медицинской помощи. Для решения данной проблемы М.В. Осоткина предлагает ввести такую методику расчета заработной платы, которая должна быть прогрессивной, прозрачной и пропорциональной величине трудовых затрат: по мере увеличения трудовых вложений должна возрастать и оплата труда. Методика расчета заработной платы должна формироваться с учетом особенностей трудовой деятельности, квалификации работника и учитывать пределы производительности труда каждой категории работников.
  2. Не предоставление пациенту полной и (или) достоверной информации об услугах медицинского учреждения. При обращении в учреждение здравоохранения или к частнопрактикующему врачу пациент имеет право на получение полной и достоверной информации об услугах в соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Ошибочным является мнение о том, что государственные и муниципальные учреждения здравоохранения не должны руководствоваться законодательством о защите прав потребителей. Бюджетные учреждения также получают денежные средства за оказанные ими услуги, но только средства поступают из других источников – государства, страховых компаний.
  3. Проблемы оказания медико-санитарной помощи на дому. В соответствии с п. 1 ст. 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» гражданам предоставляется первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная. Но как показывает практика, все сложнее в последнее время получить медико-санитарную помощь на дому. Это, во-первых, связано с предоставлением ограниченного промежутка времени, в течение которого пациент может сделать вызов участкового врача для осмотра на дому (обычно с 8-9 утра до 12 часов дня), а во-вторых с тем, что телефонные линии учреждений перегружены, и осуществить звонок гражданину становится невозможным. Таким образом, напрашивается серьезная реформа амбулаторного звена, с проведением которой наступит возможность увеличения промежутка времени, предоставляемого для вызова участкового врача.
  4. Отказ или несвоевременное предоставление скорой медицинской помощи. На основании п. 1 ст. 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» гражданам бесплатно предоставляется скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная. На практике пациенты достаточно часто сталкиваются с отказом в предоставлении таковой. Скоропомощные больницы отказываются принимать граждан, прибывших в медицинское учреждение самостоятельно, без предварительного вызова «скорой». Но стоит обратить внимание на еще частично действующее положение приказа Минздрава СССР от 1 июня 1972 года № 452 о том, что скоропомощные больницы осуществляют прием больных и пострадавших, доставляемых бригадами скорой медицинской помощи и непосредственно обращающихся в больницу, требующих оказания экстренной медицинской помощи.

Отдельно от представленных двух групп проблем оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, отдельно можно выделить еще одну проблему. Таковой является отсутствие конкретизации государственных гарантий оказания медицинской помощи. В данном случае имеется ввиду отсутствие четкого понимания того, какие услуги и сколько раз в год гражданин, нуждающийся в медицинской помощи, может получить бесплатно. Все это позволяет медицинским учреждениям брать плату с граждан за те услуги, которые должны предоставляться бесплатно в соответствии с Программой государственных гарантий.

В данной работе представлен не исчерпывающий перечень проблем, с которыми сталкиваются граждане при оказании им бесплатной медицинской помощи, а только лишь его часть. Количество жалоб населения все также продолжает расти, и как показывает статистика, то большинство граждан не удовлетворены качеством и доступностью предоставляемой им медицинской помощи.

Выводы на основании проведенного исследования

Конституцией РФ гарантируется каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41).

В связи с жестким дефицитом государственного финансирования было принято постановление Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», которое установило порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению в частности, и в государственных, и в муниципальных учреждениях здравоохранения.

Но не смотря на это, проблема нехватки средств для финансирования медицинских учреждений так и осталась нерешённой и по сегодняшний день. Именно проблемы, касающиеся финансирования отрасли требуют немедленного разрешения, так как от материального обеспечения медицинских учреждений зависит само качество и доступность предоставляемых гражданам бесплатной медицинской помощи.

Развитие тенденции, направленной на сокращение платных медицинских услуг и увеличение перечня бесплатных, а также проведение политики государства, целью которой будет увеличение финансирования государственных (муниципальных) медицинских учреждений, поможет разрешить проблемы, возникающие при оказании гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Библиографический список

Законодательные акты и акты Правительства РФ

  1. Конституция Российской Федерации 1993. – СПб.: Изд. Дом. «Литера». – 2014. – 62с.
  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 (в ред. Федерального закона от 05.05.2014) «О защите прав потребителей».
  4. Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».
  5. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. № 1273 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
  6. Приказ Минздрава СССР от 01.06.1972 № 452 «О дальнейшем развитии и совершенствовании работы больниц скорой медицинской помощи».

 Монографии, книги, статьи

  1. Аттаева, Л. Ж., Егиазарян, К.А. Основы нормативно-правового регулирования оказания платной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения России // Право и управление. – 2013. — № 1 (26). – с. 96 -101.
  2. Осоткина, М.В. Проблемы и механизмы реформирования системы здравоохранения Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. – 2012. – №11. – с. 159 — 164.
  3. Репьев, А. П. Стандартизация оказания медицинской помощи в Российской Федерации: правовые аспекты // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. – 2013. – с. 81-84.
  4. Репьев, А. П. Правовые аспекты правового регулирования оказания медицинской помощи в Российской Федерации // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. – 2013. – с. 62-66.
  5. Фоменко, В. В. Проблемы финансового обеспечения реализации прав граждан на медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в Российской Федерации.

Похожие услуги юристов и бухгалтера:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю пользовательское соглашение.

Юрилогия