Проблемы Правового Регулирования Договора Коммерческой Концессии в Российской Федерации

Автор: Листова Анна Дмитриевна.

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.

Научный руководитель: Алексей Александрович Демин, к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Законодательный фактор

Франчайзинг, российским аналогом которого выступает договор коммерческой концессии, получил достаточно широкое распространение в зарубежных странах. Выбор в пользу такой формы ведения бизнеса объясняется его результативностью, ведь использование известного бренда, отработанных маркетинговых схем позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства в кроткие сроки начать получать прибыль от своей деятельности, и уже нет необходимости отвлекаться на эксперименты и разработку рекламных кампаний. В свою очередь франчайзинг выгоден и для крупных компаний, которые получают возможность развить свою действующую сеть до эффективно работающего, сильного бизнеса.

Но несмотря на весь широкий спектр достоинств франчайзинга данный вид предпринимательства не получает должного развития в России. Основным препятствием, стоящем на пути развития отечественного франчайзинга, является правовой фактор, а именно отсутствие в России специализированного закона, регламентирующего франчайзинговые отношения. Необходимость его принятия объясняется рядом причин, в числе которых невозможность отождествления понятий «франчайзинг» и «коммерческая концессия». В силу того факта, что в российской правовой базе отсутствуют нормы, регламентирующие франчайзинг, российским предпринимателям ничего не остается, как применять нормы гражданского законодательства о коммерческой концессии.

Стоит отметить, что отношения коммерческой концессии и франчайзинга хоть и схожи по своей природе, однако, исходя из позиций ряда ученых, «франчайзинг представляет собой понятие более широкое и включает в себя события, которые отсутствуют в процессе создания и функционирования коммерческой концессии» .

Правовое «неравенство»

О.Л. Алферина указывает, что «франчайзинг и коммерческая концессия имеют разное содержание и соотносится как видовое и родовое, т.е. коммерческая концессия – это один из видов франчайзинга в международном понимании данного термина» .

Существование такой проблемы «неравенства» рассматриваемых понятий порождает ряд трудностей в практической деятельности, когда иностранные франчайзи и франчайзеры отказываются заключать соглашения с российскими партнерами, ссылаясь на то, что в России отношения франчайзинга, как таковые, не урегулированы нормами права. И нисколько неубедителен для иностранных компаний тот факт, что нормы о договоре коммерческой концессии, предусмотренные ГК РФ, по сути, и регулируют франчайзинговые отношения. Более того, если исследовать развитие института договора коммерческой концессии, то можно заметить, что «в отечественном праве наблюдается не сближение договора коммерческой концессии с договором франчайзинга и их отождествление, как предполагалось, а тенденция подхода к договору коммерческой концессии как одному из лицензионных договоров» .

Положения ст. 1034 ГК РФ о субсидиарной и солидарной ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю, вовсе идут вразрез с основополагающими принципами франчайзинговой деятельности, в соответствии с которыми франчайзи независим от франчайзера, самостоятельно отвечает за качество производимых товаров, оказываемых услуг. Предусмотренная же российским законодательством материальная ответственность правообладателя делает франчайзинг больше похожим на «простое корпоративное развитие путем создания правообладателем сети филиалов собственных предприятий».

Легальность понятия

Отсутствие единого и общепринятого толкования легального понятия договора коммерческой концессии вызывает немало доктринальных споров касательно определения предмета договора. Так некоторые ученые считают, что предмет договора коммерческой концессии – это в первую очередь «обязанность правообладателя предоставить за вознаграждение пользователю комплекс исключительных прав» . С.В. Николюкин определяет предмет рассматриваемого договора, как «действия по передаче правообладателем пользователю комплекса имущественных прав, включающего права пользования средствами индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение) и охраняемой информацией (ноу-хау)» . Ряд исследователей, среди которых С.П. Гришаев, предметом называют «регулярное содействие правообладателя в организации бизнеса пользователя» .

На наш взгляд более приемлемой является позиция С.В. Николюкина в связи с тем, что стороны при заключении договора преследуют цель перехода комплекса исключительных прав от правообладателя к пользователю, а все остальные обязательства и действия сторон стоит рассматривать как иные существенные условия договора. Такое понятие предмета договора коммерческой концессии позволяет отличить его от сходных договоров, например, лицензионных, предусматривающих передачу права на использование лишь определенных объектов.

Пункт 2 ст. 1027 ГК РФ закрепляет за пользователем возможность использования деловой репутации и коммерческого опыта по договору коммерческой концессии. Стоит отметить, что деловая репутация неотчуждаема, так как законом относится к числу личных неимущественных благ, в связи с чем не может рассматриваться в качестве самостоятельного предмета договора. Понятие же коммерческого опыта законодателем не определено, соответственно, правообладатели крайне слабо представляют процесс его передачи пользователю. Считаем, что И.С. Сорокин дает наиболее полное определение коммерческому опыту, определяя его как «охраняемую коммерческую информацию, навыки и приемы, которым правообладатель должен научить пользователя» .

Преддоговорная стадия

Преддоговорный этап франчайзинговых отношений имеет немаловажное значение для потенциального пользователя, ведь именно на этой стадии он может адекватно взвесить свои возможности, оценив информацию о доходах франчайзера, системе его деятельности в целом. Однако в российском законодательстве стадия преддоговорных отношений отсутствует в связи с тем, что есть опасения утечки конфиденциальной информации, однако большинство зарубежных стран данный факт нисколько не пугает и преддоговорной этап выступает обязательным условием заключения договора франчайзинга. Например, в соответствии с Французским законодательством предусмотрена «обязанность франчайзера предоставить потенциальному франчайзи Список предварительной информации ((Liste des Informations Preliminaires), который содержит все сведения о сети, входящих в нее компаниях, финансовых условиях договора, прочую информацию о франшизе».

На наш взгляд, в российском законодательстве стоит ввести аналогичный французскому Список, как обязательный документ, который будет предоставляться правообладателем пользователю на преддоговорном этапе.Такой список должен содержать в себе следующую информацию: информация о компании (правообладателе) с обязательным предоставлением учредительных документов, комплекс передаваемых исключительных прав (с обязательным документальным подтверждением прав на них), указание территории использования передаваемых прав, предполагаемые расходы пользователя, информация о размере вознаграждения. Обязательность такого документа позволит адекватно оценить свои возможности пользователю, но и привлечёт к партнерству больше иностранных компаний, так как для последних заключение договора франчайзинга без преддоговорного этапа невозможно.

Немало вопросов связано с переменой сторон в договоре коммерческой концессии. В соответствии с п. 1 ст. 1038 ГК РФ «переход к другому лицу какого-либо исключительного права, входящего в предоставленный пользователю комплекс исключительных прав, не является основанием для изменения или расторжения договора коммерческой концессии. Новый правообладатель становится стороной этого договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву» . В данном случае получается, что договор коммерческой концессии продолжает свое действие, а пользователь просто ставится в известность о смене правообладателя. На наш взгляд, такое противоречит нормам ст. 1 и ст. 421 ГК РФ, регламентирующие принцип свободы договора. Исходя из данного принципа, стороны свободны не только в заключении договора, но и в выборе партнера. Положения п. 1 ст. 1038 ГК РФ о том, что пользователя лишь уведомляют о смене правообладателя нарушают основополагающие начала договорных правоотношений.

Наконец, возможность расторжения сторонами бессрочного договора коммерческой концессии в любой момент без объяснения причин с уведомлением другой стороны за полгода – еще один из недостатков правового регулирования рассматриваемого договора. Большую опасность такое условие представляет именно для франчайзи, который в результате такого расторжения (особенно если с момента заключения договора прошло немного времени) может понести существенные убытки и столкнуться с иными негативными последствиями.

Выводы

Подводя итог, стоит обратить внимание на ряд моментов. Смело знак равенства между коммерческой концессией и франчайзингом поставить все-таки нельзя, некоторые положения ГК РФ о коммерческой концессии идут вразрез с основополагающими принципами франчайзинга. Несовершенство существующих положений о коммерческой концессии в свою очередь препятствует развитию партнерских отношений российских компаний с иностранными франчайзерами и франчайзи. Считаем, что действующее законодательство о коммерческой концессии нуждается в совершенствовании.

Целесообразно ввести специальный федеральный закон «О франчайзинге в Российской Федерации», при разработке которого необходимо учитывать и зарубежный опыт. Положения нового закона о полной и безоговорочной ответственности и самостоятельности франчайзи, его независимости от франчайзера, о предварительном раскрытии информации на преддоговорном этапе взаимодействия потенциального пользователя с правообладателем, на наш взгляд, повысят уровень доверия к разработанному порядку законодательного регулирования франчайзинга, что в свою очередь позволит привлечь большее количество иностранных партнеров на российский рынок.

Похожие услуги юристов и бухгалтера:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю пользовательское соглашение.

Юрилогия